Leika | Дата: Пятница, 16.09.2016, 01:05 | Сообщение # 1 |
Рунолог
Группа: Администраторы
Сообщений: 101
Статус: Offline
| Стороннему наблюдателю, вероятно, покажется странным четкое разделение главенствующих божеств пантеона Северной Традиции на два рода. Однако при более глубоком изучении вопроса становится понятно, что оно имеет глубокий смысл и отражает дуальность мира.
Асы Итак, что же известно нам из источников о роде асов? Бог Один воплощает в себе архетипы поэта, мудреца, колдуна и в то же время могучего воина-полководца. Тор – защитника, Хеймдалль – стража, Бальдр – доброту и сострадание, Фригг – Старшую Мать. Методом индукции мы приходим к выводу, что все боги из рода асов – воплощения идеальных человеческих архетипов. Идеальных потому, что архетипические образы в лице богов приближены к совершенству, однако полностью совершенными не являются, что не раз подчеркивается в текстах Старшей Эдды. С другой точки зрения, ошибки боги совершают осознанно, то есть смысл этих ошибок прекрасно известен им самим. В таком случае архетипический образ богов можно считать полностью совершенным. Однако вернемся к теме статьи – характеру самих архетипов. Образ асов в мифологии больше соответствует понятию правой, мужской стороны. То есть мир асы воспринимают в большей степени путем разума, а не чувств. Накопление же мудрости – путем осознания и структуризации воспринимаемого, а не восприятия как такового. Непосредственный пример такого накопления мудрости – получение Одином рун после мистического опыта. К слову, о колдовстве. При рассмотрении вопроса данной статьи немаловажным фактором является характер колдовства, присущий асам и ванам. Не зря современные последователи Северной Традиции четко разделяют гальдр – магию асов и сейд – магию ванов. Важнейшее колдовское орудие асов – Слово и возможность его передачи разными способами. В песни гальдра в первую очередь ценится Слово (что и отличает ее от песни сейда). По сути магия гальдра – это ритуальная магия, инструментами которой является заговор, или песня и руны, оба воплощают в себе Слово.
Ваны О ванах нам известно совсем немного. Источники дают нам имена всего трех ванов – Ньёрда, Фрейра и Фрейи, где Ньёрд воплощает силы моря и ветра, Фрейр – неба и мужской силы плодородия, а Фрейя – земли и женской силы плодородия. Налицо культ плодородия, пришедший со стороны и адаптированный под скандинавскую местность. Главенствует среди ванов Ньёрд – хотя бы потому что он отец Фрейра и Фрейи. Именно море в представлении древнего скандинава было необходимым для выживания элементом. Важно это понять и принять, так как для нашей местности (то есть для европейской части России) таким элементом с древних времен остается земля. Ваны воплощают силы природы, проявленные в полной своей мощности. Вопрос об идеальности и совершенстве ванов не стоит, так как силы природы сами по себе идеальны в своем балансе и проявлениях. Образ ванов соответствует левой, женской стороне. То есть восприятие мира у ванов происходит через эмоциональную сферу, а накопление мудрости – путем первичного, подсознательного восприятия мира «как он есть». Колдовство ванов – сейд – ближе всего к современному понятию шаманизма. Это интуитивное колдовство, основанное на чувстве, ощущении и резонансе с миром. Песня сейда, отличающаяся от песни гальдра, как уже упоминалось, отсутствием слов, имела свое особое название – варлок, то есть песня, созывающая духов, проще говоря, Зов. Помимо созыва духов, такие песни служили инструментом входа в транс. Возможно, варлоки пошли от еще более древнего искусства, характерного для скандинавских стран, – кулинга (kuling). Эти песни без слов, практически не имеющие мелодии и больше напоминающие крики зверей и птиц, исполнялись исключительно женщинами. Архаичность магии ванов говорит нам о глубокой древности ее носителей.
Турсы Несмотря на то что турсы не являются божествами (так же, как и альвы, о которых речь пойдет далее), для полноценного понимания рассматриваемого вопроса необходимо коснуться и этих существ. На первый взгляд турсы олицетворяют жадность, грубость, неотесанность, однако это лишь часть их сути. Турсы – древнейшие существа во всех девяти мирах. А древность подразумевает и мудрость если не всех представителей рода, то хотя бы некоторых. Таков, например, Мимир – хранитель источника мудрости. Этот турс был столь мудр, что даже после его смерти Один оживил его голову и периодически советовался с ним. В сагах также иногда встречаются мотивы «споров мудрости» с йотунами (каменными великанами). Турсы – существа хтонические, символизирующие изначальные силы Природы и Космоса. Хрим-турсы воплощают силу Льда, муспелль-турсы – силу Огня, а йотуны – силу Камня. Именно из этих трех изначальных стихий, по представлению скандинавов, появилось все остальное. Колдовство турсов схоже с колдовством ванов, только оно еще более интуитивное, подсознательное и настолько естественное, что уже и не считается колдовством. А вот образ мышления, судя по упоминаниям о мудрости (имеется в виду «асовская мудрость», поскольку древние скандинавы не делали различий), ближе к асовскому типу.
Альвы Альвы, или эльфы, – своего рода духи полей и лесов. Больше всего информации о них содержит поздний исландский фольклор. Альвов там называют сокрытым народом – жителями холмов. Несмотря на многочисленность рассказов и легенд, большинство из них не переведено на русский, что, несомненно, затрудняет восприятие альвов путем изучения источников (что, впрочем, не мешает восприятию через собственный духовный опыт). Однако по той информации, что имеется на данный момент, можно сказать, что магия альвов больше похожа на магию асов, только носит более природный характер. Например, по легендам, Сэмунд Мудрый (предположительный создатель Старшей Эдды) учился магии именно у альвов. А вот тип восприятия мира у альвов больше схож с вановским, такой вывод можно сделать из того, что альвы, так же, как и ваны, являются силами природного характера. Заметим также, что в хвалебных висах часто встречается формулировка «асы и альвы» и никогда «ваны и альвы», что указывает на некую особую связь между ними, выражающуюся либо в крайнем их различии либо сходстве. Автор А. Соловов Найдено в сети
|
|
| |